ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи

ГОСТ 28160-89

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ

 

ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ,
ТЕПЛОВОЗНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ

НАСОСЫ ДЛЯ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ

МЕТОД РАСЧЕТА
ПОДАЧИ

 

 

Москва

Стандартинформ

2007

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ

Дизели судовые, тепловозные и
промышленные

НАСОСЫ
ДЛЯ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ

Метод расчета подачи

Marine, locomotive and industrial diesel
engines.
Cooling systems pumps.
Pumping calculation method

ГОСТ
28160-89

Дата введения 01.01.91

 

Настоящий
стандарт распространяется на насосы систем охлаждения судовых, тепловозных и
промышленных дизелей (далее — двигателей) и устанавливает метод расчета подачи
насосов.

Настоящий
стандарт не распространяется на насосы систем охлаждения двигателей,
используемых для привода автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин,
самолетов и мотоциклов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Расчет необходимой подачи насоса проводят при
проектировании жидкостной системы охлаждения (далее — первый контур системы
охлаждения) двигателя.

1.2. Допускается использовать другие методы расчета подачи
насосов.

2. РАСЧЕТ ПОДАЧИ
НАСОСА ПЕРВОГО КОНТУРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

2.1. Необходимую подачу насоса первого контура системы
охлаждения (Gcool)
в килограммах в час вычисляют по формуле

где Kgкоэффициент запаса подачи насоса (рекомендуется принимать
равным 1,2 — 1,5);

aQ — доля тепла, отводимого в охлаждающую
жидкость, от общего количества тепла, получаемого при сгорании топлива в двигателе;

Ре — номинальная мощность двигателя, кВ;

bf — удельный расход
топлива, г/(Квт×ч);

Qn — низшая
теплотворная способность топлива, кДж/кг (принимается равной 42000 кДж/кг);

Tcool — разность температур охлаждающей жидкости
на выходе из двигателя и входе (принимается равной 5 — 15 К, рекомендуется
принимать 10 К);

Qcool — удельная теплоемкость охлаждающей
жидкости, кДж/(кг×К).

2.2. Расчет значений доли тепла aQ, отводимого в охлаждающую жидкость проводят:

для изготовленных
двигателей — по экспериментальным данным;

для вновь
проектируемых — по формуле

                                              (2)

где aQ0 — доля тепла, отводимого в охлаждающую
жидкость первого контура условного двигателя, имеющего чугунные втулки и крышки
цилиндров, с частотой вращения 100 мин-1 при среднем эффективном
давлении 0,49 МПа без охлаждения наддувочного воздуха, выпускных коллекторов и
турбокомпрессоров охлаждающей жидкостью первого контура — определяется по черт.
1 в зависимости от отношения
поверхности рабочего цилиндра к его объему:

Черт. 1

где D — диаметр цилиндра;

S — ход поршня,

Kpme — коэффициент,
учитывающий изменение теплоотдачи в охлаждающую жидкость в зависимости от форсирования
двигателя по среднему эффективному давлению рme — определяют по черт. 2.

Черт. 2

Кп — коэффициент, учитывающий изменение теплоотдачи в охлаждающую
жидкость в зависимости от частоты вращения двигателя — определяют по черт. 3.

Черт. 3

 — алгебраическая
сумма поправочных коэффициентов, учитывающих особенности исполнения дизеля и
его системы охлаждения, в том числе:

 — доля тепла,
учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость двигателя, имеющего
тонкостенные стальные втулки и алюминиевые крышки цилиндров, — принимается
равной 0,03;

 — доля тепла,
учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении
наддувочного воздуха жидкостью первого контура, — принимается в зависимости от
степени наддува равной 0,03 — 0,07;

 — доля тепла,
учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении
выпускных коллекторов жидкостью первого контура, — принимается равной 0,02;

 — доля тепла,
учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении
охладителя масла жидкостью первого контура, — принимается 0,03 — 0,05;
теплоотдача в охлаждающую жидкость первого контура при охлаждении поршней
маслом этой жидкостью увеличивает долю тепла до 0,05 — 0,08;

 — доля тепла,
учитывающая уменьшение теплоотдачи в охлаждающую жидкость первого контура при
охлаждении масла охлаждающей жидкостью второго контура, — принимается равной
0,04 — 0,06;

 — доля тепла,
учитывающая уменьшение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении
жидкости первого контура и двигателя вентилятором, — принимается равной 0,04.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого,
энергетического и транспортного машиностроения СССР

2. Постановлением Государственного комитета СССР по
стандартам от 20.06.89 № 1760 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ
6414-88 «Дизели промышленные, судовые и железнодорожного транспорта. Насосы для
систем охлаждения. Метод расчета подачи» введен в действие непосредственно в
качестве государственного стандарта с 01.01.91

3. Стандарт соответствует международному стандарту ИСО
3046-1 в части исходной теплотворной способности топлива

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 5-94
Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2007 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Расчет подачи насоса первого контура системы
охлаждения. 1

Информационные данные. 3